Женский интернет-журнал » Дети » Детские игрушки

Детские игрушки

Частенько в семьях, которые могут себе позволить побаловать ребеночка, можно увидеть знакомую картину - комната завалена игрушками, из которых многие заброшены, переломаны, а малыш тем временем на кухне с превеликими удовольствием возится с взрослыми принадлежностями, например, мельницей для кофе, бидончиком, дуршлагом. Малыш складывает какие-то вещи в бидончик, встряхивает, прислушивается к пронзительным звукам, потом достает обратно. Взрослые, наблюдая за детками, недоуменно качают головой. Ребеночек – это большая загадка природы. Почему дорогостоящие Барби преданы забвению, лежат никому не нужные, чем обусловлены предпочтения малыша? Почему сегодня вчерашний вездеход — жалкое подобие великолепия?

Ответы и просты, и сложны, потому что детки в своих действиях зависимы от предпочтений, которые обусловлены их возрастом. Чем меньше малыш, тем более непредсказуем в выборе. И здесь сложность для родителей заключается в том, что они элементарно не знают проблемы раннего детства.

На самом же деле, психология деток первых лет жизни — это особый раздел науки, поэтому знания о раннем возрасте малышей необходимы взрослым, воспитывающим деток. К примеру, нужно знать, что ребенку на первом годике жизни целесообразно дарить шарики, колечки, кубики, втулки. Кроха осваивает их "физически", накапливает практический опыт различных действий с предметами. В этом возрасте детки пока не умеют играть с образной игрушкой: куклой, машиной, не выстраивают сюжет, к примеру, "мишка купается", "куколка ест".

Дитя увлекает процесс воздействия каким-то предметом на предмет. Именно поэтому он безжалостно отрывает колеса дорогому самосвалу, разбирает по частям вездеход, возит куклу за одну ногу, наблюдая, как "хлопают" глазки. Малышу хочется все разобрать по частям, потому что он накапливает практический опыт всяческих действий с предметами, познавая зависимости величины, формы, массы, изменения, которые связаны с расположением предметов.

Не стоит покупать ребенку в этот период дорогостоящие детские игрушки, которые не получится разбирать, собирать, ведь рассчитывать на сюжетные игры крохи слишком рано.

Примерно на втором годике жизни малыш начнет использовать игрушки по функциональному назначению. Например, куколку укачает, накормит, напоит, на машинке повозит кубики, кукол. Теперь ребенок действует по подражанию, открывает для себя тайны игрушки: оказывается, вот так с ней можно действовать, так следует поступать.

Малыш отображает кусочек своей жизни, не беря на себя роль, но неоднократно проигрывая само действие. Таким образом, в детской жизни рождаются сюжетно – отобразительные игры. Кроху уже не интересует внешний лоск игрушки, она больше обращает внимание на функциональные свойства.

Прежде всего, игрушки должны быть удобны для маленьких деток, выразительны, разнообразны в использовании.

Ученые, которые провели исследовательскую работу с 2-летними детками, выяснили некую закономерность. Так, чем меньше малыш, тем декоративнее и проще должна быть кукла. Как известно, после полутора годиков куклы выступают для малышей в роли не просто предметов, а людей. По просьбе взрослых, детки кормят, катают, баюкают кукол.

Поэтому ребеночку 1.5-2 годиков лучше купить куклу с образом сверстника — мальчика, девочки. Высота куклы может около 40 сантиметров. Желательно подбирать куклу, сделанную из мягких материалов (пластизолей, резины, тканей). Нужны куклы шарнированные, то есть у которых вращаются ручки и ножки.

Двухлетним деткам нравятся озвученные куклы, у которых закрываются глаза. Они позволяют обогащать игры новым содержанием. На третьем годике жизни ребеночек начинает брать роли на себя - изображает маму, шофера, доктора. Теперь для игр с куклой ему понадобятся кроватки, столики, стулья, посуда. В жизнь ребенка приходят ролевые игры. Детки демонстрируют развернутость различных ситуаций, игры более насыщены, приближены к жизни. Кроме того, в играх преобладают бытовые мотивы.

Самое главное — малыш отражает в играх действия близких людей. Например, играя в роли мамочки, изображает свою маму, в роли доктора – того врача, у которого он был в поликлинике.

Отметим, что ученые отмечают у девчушек и мальчишек одинаковый интерес к играм с куклами. В самостоятельных играх детки оставляют без внимания твердые куклы в связи с их неудобством, а также слишком большие куклы. Особый интерес они проявляют к шарнированным куклам 30-40 сантиметров, поскольку шарнир помогает раздевать, одевать, сажать кукол.

Если в начале 2-го годика предпочтительнее была кукла с лепными париками, поскольку ребеночек не мог отображать в играх уход за волосами, то на 3-м годике лепные парики должны сменить пришивные парики с короткими стрижками. Теперь ребенок будет с большим удовольствием расчесывать кукле волосы.

Изучение игрового поведения деток третьего года жизни, которое связано с выбором игрушек, показывает, что наибольшим успехом пользуются игрушки-животные. Дети помладше (1.5—2.5 годика) выбирают игрушки гнущиеся, мягкие, из поролона, резины, ткани. Ребенку очень нравятся изображения знакомых персонажей из сказок, домашних животных, героев веселых потешек: кошечка, собачка, петушок и курочка, свинка и овечка, коровка и лошадка, уточка.

Деткам более старшего возраста (около трех годиков) можно покупать плоскостные модели, изображающие различных животных. Теперь в значительной степени расширяется номенклатура избирательности. Ребеночек предпочитает диких животных - "зверушек" (волка, медведя, лису, кабана, зайца, тигра), его привлекают также экзотические животные: крокодил, слон, бегемот.

Первые простейшие знания, которые касаются животных, у деток начинают складываться после неоднократного наблюдения за этими животными. Малыш замечает, что у каждого животного есть глаза, рот, уши, лапы, что они пьют и едят.

К двум годам детки узнают по игрушкам, на картинках кошку, петуха, собаку, курочку, рыбку, птицу, корову, понимают разницу между неживыми и живыми объектами.

Кроме того, большой интерес проявляется к заводным игрушкам-забавам. Знакомить с заводной игрушкой нужно в доброжелательной форме, с эмоциями. Показывая игрушечного животного, нельзя изображать боязнь, страх на лице, что она "укусит". Порой взрослые так шутят, подчеркивая, что игрушка живая. Однако эффект может получиться неожиданный, ребенок может испугаться.

Особое место среди игрушек занимают животные, которые стилизованы под людей, например, в фартучке слоник, в штанишках зайчик, в платьице свинка, в сапожках петушок, в шапочке мишка. Их можно кормить, купать, водить за лапку, разговаривать с ними, катать в коляске.

Такая аналогия позволяет родителям организовать игру и инсценирование с различными игрушками-животными, словно с "живыми" объектами, основываясь на уровне тех знаний, которые доступны малышу 2-3 года жизни. Кроме того, малыша можно учить отображать жизненные ситуации (кормление и купание), закреплять обобщенные представления. Также в ходе игр можно развивать умение малыша сравнивать, выделять внешние отличительные признаки различных животных и человека, подводить к пониманию сказочного и реального в окружающей действительности.

Следует помнить, к 3-м годикам игры деток усложняются. Они начинают проигрывать довольно сложные сюжеты, причем с задействованием сюжетных игрушек, строительных наборов. Ребеночку нужны строительные наборы, которые имеют объемные геометрические фигуры: параллелепипеды, кубы, призмы, цилиндры, пластины, бруски.

Как детки относятся к игрушкам, которые определенным отображают взрослый быт (посуда, утюги, мебель)? Эти игрушки выходят на 3-е место по предпочтению. К примеру, малыша увлекает игрушечный стол, сервированный столовой, кухонной, чайной посудой. Тогда наборы этих предметов - прекрасный подарок для девочек 2,5—3 годиков.

В играх с бытовыми игрушками открываются большие возможности: мытье посуды, приготовление еды, уборка посуды в шкафы. Вот тут-то мама может в действиях дочки увидеть себя, оценить собственную домовитость, хозяйственность и аккуратность – малышка ведь будет повторять действия взрослой хозяйки.

Мамы мальчиков здесь спросят, пожалуй, ну, а сыновья? Отвечаем - в возрасте двух с половиной – трех годиков мальчики также с удовольствием играют с различными бытовыми игрушками - стирают, работают утюжком, "намыливают" кубиком кукольное белье. И это вовсе не означает, что мужское начало в ребенке деградирует. Просто это форма отражения счастливого семейного быта, когда между супругами гармоничные отношения взаимопомощи и любви. В таком микроклимате у мальчика закладываются качества, которые потом помогут ему стать прекрасным семьянином.

Заботливая мама, желая воспитывать в мальчике "мужские" качества, спросит, неужели у малышей машины не популярны? Конечно же, мальчики очень их любят.

Согласно исследованиям, практически половина деток в качестве любимых игрушек выбирает машинки. Наибольшим успехом пользуются авто средних размеров. В особенности привлекают машинки-фургоны, в которых открываются дверцы. Почему? Потому как такая машина - "загадка", а что же внутри? Сначала никто не видит, попробуйте догадайтесь! Вот так начинаются игры.

Впрочем, девочки тоже обожают машины, с удовольствием с ними играют, выстраивают интереснейшие сюжеты. Между тем, игры девочек и мальчиков имеют отличия, примерно, с 2.5-3 годиков. В это время заметна разница использования одной игрушки.

Так, девочки в шесть раз чаще предпочитают игры с куклами. У мальчиков проявляется большее предпочтение к техническим игрушкам. Если девочки проявляют интерес к куклам в игровых сюжетах реального бытового характера (уборка, стирка, приготовление обеда), то мальчики играют с куклами, предпочитая строительные ситуации, транспортные "услуги". К примеру, строят дома для них, перевозят в машинах.

Примерно четверть деток, и девочек, и мальчиков, демонстрируют довольно яркую игровую фабулу. Для дошкольника игры — это ведущий вид деятельности, причем его развитость отражает внутренний мир ребенка, эмоциональность и обогащенность, информативность и насыщенность жизни.

Особым интересом у малышей пользуется игрушка-телефон. Почему? Ответ простой - потому что эта игрушка является как бы собеседником. Как часто она выручает, когда взрослые не могут уделить внимание малышу. Ребеночек выходит из затруднительных ситуаций, общается с родителями по телефону в воображаемой ситуации. Эта игрушка помогает вообразить ситуацию, которая якобы сложилась "на другом конце провода".

Если прислушаться разговору дочери или сына, можно узнать себя в повседневных заботах, а также знакомых речевых высказываниях и интонациях голоса. Кроме того, игрушка-телефон порой помогает узнать мечты малыша, его страхи, предпочтения и так далее. Поэтому если у вашего малыша еще нет телефона, поспешите купить.

Какой можно сделать вывод из анализа всей этой научной информации? Для деток в раннем возрасте преждевременно говорить про игры по "девичьим" или "мальчишечьим" типам. Этим данный уникальный возраст и замечателен, что игровые сюжеты в ребенке рождает сама жизнь, а решает все обогащенная окружающая среда, характер общения малыша с взрослыми и впечатления.

Итак, исследование детских игровых предпочтений, которые провели ученые, показало – детки 1.5 – 3.5 годиков предпочитают игрушки в таком порядке: первое место занимают милые игрушки-животные, второе — веселые игрушки-забавы, третье — игрушки на взрослые темы быта, четвертое — машинки. Далее идут куклы, потом игрушки, которые развивают движение, к примеру, мячики, обручи, каталки.

25 октября 2012

Рекомендуем почитать

Copyright 2009 © Женский интернет-журнал "Я звездочка" —
карта сайта
Время выполнения 0.3965 сек; запросов MySQL - 5; запросов в кеш - 0.